КАЛЛИГРАФИЯ АНСАМБЛЯ РЕГИСТАН

Среди всех направлений исламского искусства наибольшей популярностью пользуется каллиграфия (буквально "прекрасное письмо"), которая начала процветать с самых ранних периодов истории самой молодой религии мира. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), будет принадлежать к числу обитателей рая.

Каллиграфию обычно рассматривают как проявление человеческого духовного начала во всем его блеске, ибо чистота и великолепие письменности является своего рода выражением непорочности внутреннего мира человека.

Среди сотен надписей на архитектурных памятниках ансамбля Регистан, средневековыми каллиграфами широко использовались самые разнообразные стили арабской письменности. О некоторых из них мы поговорим подробнее.

 

СТИЛЬ «КУФИ»

Период развития мусульманской каллиграфии начался с особого "куфического" стиля. Эта форма письменности именовалась "куфи" (по имени города Куфа в Ираке), и многие ее особенности приписывались хазрату Али ибн Абуталибу, который считался покровителем писарей и каллиграфов. Форма куфи пользовалась большой популярностью среди других многочисленных форм исламской письменности и вначале была лишена гласных звуков. Лишь после 686 года для их обозначения были добавлены соответствующие знаки, отличающиеся от способа написания существующих до этого букв.

С расширением использования бумаги, изготовленной по рецептам китайских мастеров, начиная с 752 года, в исламском мире письменность куфи стала развиваться сразу в нескольких направлениях. Возникли отличающиеся друг от друга стили писания для книг и документов, в делопроизводстве.

Вначале полный текст Корана был переписан на обработанных шкурах животных тростниковым пером: страницы при этом имели форму прямоугольника с длинным основанием, и только с десятого века в странах восточной части исламского мира Коран начали переписывать на страницах обычной формы.

С изменением формата листа претерпели изменения и размеры букв: неравноудаленные, несоразмерные и крупные буквы первоначального куфи стали более слитными, ровными, пропорциональными, и в последующие века, вплоть до настоящего времени, они чаще всего используются в декоративных целях.

 

СТИЛЬ СУЛС

Почерк сулс  чаще использовался для написания заглавий, нежели для основного текста.

Характеристика сулса: скругленные буквы, часто в тесном расположении, так что элементы букв пересекаются, внахлест. Формы сулса на протяжении веков видоизменялись и развивались. Сохранилось множество разнообразных вариантов в архитектурном оформлении, в украшении металлических изделий, в текстиле и стекле. Также широко использовался для коранических текстов и надписей в виде отдельных изречений.

 

СТИЛЬ «НАСТАЛИК»

Насталик, (араб. Nasta`līq) — один из традиционных почерков арабского письма. Внуки Тамерлана - Байсанкор Мирза (ум. в 1434 году) и Ибрахим Султан (ум. в 1435 году) наряду со своей ученостью и мудростью считались и хорошими каллиграфами. Следует также отметить, что в период правления Байсанкор Мирзы в Герате (первая половина XV века) распространился новый почерк "насталик". Он соответствовал многим особенностям языка фарси и особенно поэзии. Стиль насталик стал весьма популярным и в других странах, а количество мастеров-каллиграфов, отдавших предпочтение этому стилю, росло. В Турции, Индии, Средней Азии насталик считался основным почерком для персидских текстов и текстов на местных языках.

Отличается усечённым написанием знаков (от которых зачастую остаются только точки),  а также тем, что связные элементы (группы знаков) внутри слова пишутся под определённым наклоном вплоть до окончания элемента, а следующий элемент снова начинается с верхней части строки. В арабских странах называется «персидским письмом».

В настоящее время насталик широко используется только в Иране, Афганистане и Пакистане, где он успешно конкурирует с традиционным почерком насх. В Иране и Афганистане в настоящее время насталик используется в основном в декоративно-оформительских целях (заголовки, объявления и т. п.), а также в рукописях, тогда как основная масса книг и газет набирается шрифтом «насх». В XVIII-начале XX века насталик был также широко распространён в странах с сильным персидским влиянием (Османская империя, Средняя Азия, Пакистан, Афганистан, населённые уйгурами территории Китая). В странах с преобладающим арабским языком насталик называется «персидским письмом» и считается архаичным; большинство арабов читают тексты, написанные насталиком, с трудом.