ТАИНСТВЕННЫЕ МИНАРЕТЫ РЕГИСТАНА

     Минарет как башенная архитектурная форма очень широко распространен в исламской архитектуре. Он встречается и на территории Средней Азии и в прилежащих землях Хоросана и Афганистана. Минареты занимают столь видное место в зодчестве Ислама, что исследователи мусульманского искусства не могли обойти их.

     О происхождении этой архитектурной формы было высказано немало предположений. Есть версия, что понятие  "минарет" или "минора" обозначает свет, зажженный в высоте: так возжигался огонь на маяках. В мусульманских странах минареты - эти вертикальные столпы - изначально были предназначены для призыва на молитву. Для более дальнего распространения звуков голоса нужна высокая точка, для чего и стали возводить минареты, от арабского слова «манāра» - место возжигания огня или маяк (одним из источников праформы минаретов стали средиземноморские маяки, использовавшие для ориентировки кораблей огонь и звуки колокола).   Минареты возводились около мечетей и медресе или входили в комплекс построек...

     Характерный для Узбекистана тип минаретов - круглоствольная, расширенная книзу, идущая прямо от земли кирпичная башня с крутой винтовой лестницей внутри, увенчанная арочным фонарем. Возведение этих сооружений требовало от строителей незаурядного мастерства - необходимо было учитывать многие факторы: силу ветра и сейсмических толчков, свойства грунтов.

    Как уже отмечалось, основной функцией минарета считается созыв верующих к молитве. Он воплощает собой архитектурный образ молитвы, устремленной ввысь, к Аллаху (Небу). Если христиане и буддисты использовали для этого звон колоколов, иудеи – звуки труб, то мусульмане - голос служителя мечети, призывающего священным словом. В отличие от Вавилонской башни, «разрушившейся из-за смешения языков», минарет есть символ приобщения к одному сакральному (арабскому) языку. Потому так характерно оформление тела минарета священной исламской эпиграфикой. Топологически минарет это Единица. Он как бы отрицает множественность перед лицом Единого Бога и декларирует главный символ исламской веры "Нет Бога кроме Аллаха". Почти все минареты Самарканда одной формы, за исключением двух, находяшихся в мечети Биби-Ханым.   На площади Регистан в Самарканде несколько минаретов, некоторые из которых имеют свою любопытную историю.

    В 1918 году начал отклонятся северо-восточный минарет медресе Улугбека (правый на фронтальном фото).  Каждый день он всё заметнее кренился наружу, отрываясь от основного массива здания. В качестве временной меры минарет опоясали деревянным корсетом, а накренившийся ствол перехватили 24 стальными тросами весом 36 тонн, которые были укреплены на деревянных якорях, вкопанных в землю немного северо-восточнее современного деревянного подиума для представлений. В итоге минарет прекратил свой крен на отметке 1,8 м от нормального положения. Предлагались два способа выпрямления. Инженер Б.Н.Кастальский предложил разобрать минарет по кирпичикам и заново восстановить его в том же виде. Областной архитектор М.Ф. Мауэр утверждал, что такая "реставрация" фактически уничтожит памятник старины. На его месте окажется не имеющее никакого научного значения и, может быть, даже безобразное сооружение. Второй способ, предложенный М.Ф. Мауером, состоял в том, чтобы "оторвать" минарет от здания, качнуть его, выпрямить и опустить на свое место. Поскольку споры между Б.Н. Кастальским, его сторонниками и М.Ф. Мауером продолжались и возникали на каждом заседании Комиссии, были приглашены авторитетные технические консультанты из Ташкента и из России, которые всё больше склонялись в пользу предложения М.Ф. Мауэра.

    На основе предложения М.Ф.Мауэра в Москве дважды составлялся проект по выпрямлению памятника. Первый был отклонен из-за несоответствия характеристикам сооружения. Второй был разработан талантливым инженером В.Г.Шуховым и был принят к исполнению. Выпрямление было начато 7 января 1932 года после обеденного перерыва при довольно бурном ветре, с которым можно было не считаться, и закончено 11 января в половине дня; в этом промежутке был один выходной день. В течение нескольких часов ствол минарета медленно качнули в обратном падению направлении и выпрямили.

    Столь же замечательным достижением ремонтно-реставрационных работ явилось выпрямление в середине шестидесятых годов юго-восточного минарета медресе Улугбека, произведённое под руководством инженера Ю.М.Генделя. Накренившийся сильно в сторону минарет, с примыкающими к нему пилонами весом около тысяч тонн, за одни сутки с помощью мощных гидравлических домкратов был приподнят над фундаментом, выпрямлен и поставлен на место.

    Изначально памятники ансамбля Регистан включали в себя 10 минаретов. Сегодня шесть из них сохранились в  классическом виде, один сохранился частично с разрушенной верхней частью. Три угловых минарета на тыльных фасадах (один в медресе Улугбека и два в медресе Шер-Дор) в разные годы были разрушены временем.

    Необходимо отметить, что изначально минареты в медресе Улугбека и Шер-Дор имели продолжение и были выше примерно на 10-12 метров.

    В 2006-2008 годы научные сотрудники самостоятельной дирекции по реставрации и использованию архитектурного ансамбля Регистан провели масштабную исследовательскую работу по изучению всех надписей архитектурного комплекса, в том числе и на минаретах. Так о чем же гласят тексты на этих, устремленных ввысь архитектурных сооружениях.

     МИНАРЕТЫ МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА

     На фронтальной части здания сохранились два минарета классической формы высотой около 32 метра каждый. Сохранились также фрагменты двух минаретов на тыльном фасаде. Один слегка разрушен в верхней части, другой за ветхости сохранился лишь частично, примерно на одну треть. Надписи на минаретах, расположенных с портальной стороны гласят….

1

64-аят суры  «Гафир».     

اللَّهُ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ قَرَارًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَصَوَّرَكُمْ فَأَحْسَنَ صُوَرَكُمْ وَرَزَقَكُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ ذَلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ فَتَبَارَكَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

«Аллах есть тот, кто землю вам, Обителью сохранной постелил, (Над ней) вознес небесный свод, И создал ваши формы, что прекрасны. И наделил благами вас (Для насыщения души и тела). Таков Аллах — ваш Повелитель! Благословен Аллах — Господь миров!»

2

لبـقـَاءُ  لَلـَّهِ

"Аллах вечный!"

3

لا اِلـَهَ اِلاَّ هُوَ الـْقـّيُّومُ

 "Нет бога, кроме единственного, всемогущего Аллаха".

4

قـَاَلَ  رَسُولُ  اللهِ  صَلـَّي  اللهُ  عَلـَيْهِ  وَ سَلـَّمَ

الدُّنـْيَا سَاعَةٌ فـَجْعَلـْهَا طـَاعَةً

Куфи: "Пророк сказал:

 Жизнь всего лишь мгновение, проведи его в молитвах".



       МИНАРЕТЫ МЕДРЕСЕ ШЕР-ДОР

     На фронтальной части медресе сохранились два минарета классические формы. С тыльной стороны здания сохранились лишь фрагменты минаретов.

Надписи на минаретах с портальной стороны гласят...

1

البـقـَاءُ  لَلـَّهِ

 "Аллах вечный".

2

الله هو الحي القيوم

 "Хвала Аллаху, он вечный".

3

الحَمْدُ لِلـَّهِ

الدُّنـْيَا سَاعَةٌ فـَجْعَلـْهَا طـَاعَةً. صَدَقَ رَسُولُ اللهِ.

Куфи:" Хвала Аллаху.

Жизнь всего лишь миг, проведи его в молитвах. Правильно сказал пророк".


МИНАРЕТЫ МЕДРЕСЕ ТИЛЛЯ-КОРИ

    Минареты медресе Тилля-кори внешне отличаются от других минаретов архитектурного комплекса Регистан и имеют классическое название «гулдаста». Они расположены с портальной стороны сохранились в классическом виде. Надпись на арабском языке имеется лишь на одном, расположенном слева от главного портала. Это 255-аят из суры «Ал-Бакара» - «Аятал Курси».

 

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اللَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاءَ وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ

 

    «Аллах — нет божества, кроме Него, Живущего и самосущего извечно, — Не склоняет Его ни сон, ни дремота, Землею и небом  один Он владеет. Кто может вступиться пред Ним без Его изволения? Он ведает все, что творения Его испытали, И то, что за ними наступит  вослед, И им из мудрости Его Назначено познать лишь то, что Он дозволит. Возвысит Он трон Свой на землю и небо — Не в тягость Ему их  охрана. В Своем могуществе велик Он И (в высшей степени) возвышен».

  Как видим, минареты ансамбля Регистан, являют собой не только пример классической средневековой архитектуры, считаются символами выражения  исламской культуры.




Бехруз  Маруфи

Ринат Абдульманов