В мастерской ремесленника

    Резьба по ганчу, пожалуй, одна из самых изящных видов прикладного искусства Узбекистана. В творчестве народных мастеров он представлен большим разнообразием орнаментальных геометрических и растительных композиций. Ганч – довольно простой и доступный материал, широко используемый ремесленниками на протяжении многих веков для украшения изящной тонкой резьбой стен, потолков, арак, ниш…

      История этого ремесла берет начало в III – IV веках. Ганч известный в центральной Азии вяжущий материал, его получают, обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей. Но безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей. За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, быстро схватывающийся, податливый в обработке и в то же время необычайно твердый после высыхания, он имеет приятную бархатистую поверхность мягкий белый цвет.

      Настоящий расцвет этого искусства наступил в ХVIII- ХIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа. Этот период характеризуется совершенствованием методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ. В конце ХIХ – начале ХХ веков на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Самарканд, Фергана, Хива, Бухара, Ташкент. Известными, активно работающими в этот период, являлись Бухарские мастера Ш. Мурадов, М.Салихов, самаркандские Рашид ва Кули Джалиловы, Ш. Гафуров, Ю.Азизов, Т. Имамов, М.Юнусов, ташкентские – У.Икрамов, Т.Арсланкулов, ферганские – А.Мусаев, Салиев, хивинские – Р.Машарипов, А.Балтаев и другие. Творчество резчиков по ганчу этого периода было связано с оформлением дворцовых сооружений, квартальных мечетей и традиционных жилых зданий. Как отмечали исследователи, в резных настенных панно этого периода можно увидеть приемы, разработанные в памятниках монументальной архитектуры Самарканда и Бухары ХV-ХVII вв.

      До наших дней сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары». Его колонны, стены и арки были покрыты тонкой вязью гипсового узора и лепными деталями. К числу уникальных ценностей мирового значения относится и дворец Мухаммада Рахимхана в Хиве – «городе музее» под открытым небом. Каждого, кто побывает здесь, восхищает пышный декор внутреннего убранства, созданный необыкновенной резьбой по ганчу и росписью. Изящный ажурный узор придает величие и красоту памятникам Самарканда – «жемчужины Востока». Именно на окраине древнего города, в руинах дворца Саманидов, было найдено старинное резное панно из ганча. В раннее средневековье орнаментальное искусство резьбы имело широкое распространение.

      Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла. Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе.

      В начале ХХ века был создан художественный приём резьбы по ганчу на зеркальной поверхности, придающий эффектность и легкость декору.

      За долгие века своего существования это искусство пережило этапы расцвета, забвения и возрождения. Поколения узбекских мастеров сумели сохранить и донести до наших дней секреты своего удивительного ремесла. Один из них – Алишер Гаипов из Бухары, основавший новую династию ганчкоров, а также современную школу резьбы по ганчу.

      «Еще в школе я увлекался рисованием, участвовал в конкурсах, ходил в кружок художеств и дизайна, - рассказывает А.Гаипов. – После окончания школы поступил в Бухарский государственный университет на отделение художественной графики. Со второго курса у нас начался факультатив по прикладному искусству, так я начал узнавать о других видах искусства, появился интерес к резьбе по ганчу. Я почувсвовал, что это искусство мне ближе, чем рисование, начал серьезно  изучать технику и практиковаться, у меня появилось немало интересных идей, которые отметили мои учители, со своими работами я стал участвовать в конкурсах. В1995 году после окончания университета  остался работать  на кафедре прикладного искусства, где я серьезно занялся совершенствованием и исследованием этого искусства. Меня стали привлекать к работе над декоративным оформлением различных зданий, появились ученики».

      Работы Алишера Гаипова отличались изяществом и красотой. Его искусство привлекло внимание двух его братьев, которые серьезно увлеклись резьбой по ганчу. Так  сложилась семейная команда. 1997 году был объявлен конкурс на лучшие эскизы декора  Бухарского аэропорта. Из семи представленных Алишером Гаиповым работ было одобрено пять. Сегодня результатами мастерства братьев Гаиповых  любуются все гости Бухары уже с первых шагов, сделанную на эту священную землю. В 1999 году он принял участие в конкурсе «Ташаббус» и занял 1 место в своем направлении.

      «После победы в конкурсе «Ташаббус» у меня стало проявляться  много заказов, - отметил А.Гаипов. – Одновременно я продолжал свою преподавательскую деятельность в университете, там у меня было немало способных  учеников, которые горели этим искусством , впоследствии мы все вместе  работали на различных объектах. Сейчас мои ученики есть в Хорезме, Кашкадарье, в Самарканде, да и в Бухаре их немало. Мой младщий брат Азиз – участник республиканских конкурсов, в которых получил первые места. Второй брат, Акбар, работал в российском городе Ковров, где декорировал ресторан в гостинице «Бухара». Научились этому ремеслу мой сын и племянники, дети моей сестры. Они уже самостоятельно и имеют своих учеников. Так родилась наша династия. Мы все вместе работали в Бухаре при строительстве Хазрати Имам, комплекса Накшбанди, мечети его матери Биби Орифа и других объектов. В настоящее время строится Дворец форумов, где мы все со своими учениками также работаем».

      В настоящее время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, дворцов культуры и других общественных зданий. В крупных городах республики – Бухаре, Самарканде, Фергане – с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров. Среди резных ганчевых работ больше всего настенных орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия,  которые как бы расширяют сферу применения  резного декора. Так, ганчкорами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.


      В арсенале резчика, ганчкора, более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры, так называемые пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь. Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца  к сыну.

      «В процессе работы я изучал технологии бухарской школы резьбы по ганчу, в этом отношении очень полезной является книга усто Ширина Муродова «Резьба по ганчу Бухары», - рассказал А.Гаипов. – В настоящее время пишу научную работу на тему «Изучение традиций национальной резьбы по ганчу Бухары». Кроме этого составил учебную программу для 5-6 по резьбе по ганчу. По ним сейчас ведется обучение в специальных школах. В Узбекистане существует несколько школ резьбы по ганчу – в Самарканде, Хорезме, Коканде, Ташкенте, и каждая отличается своеобразием, у каждой есть свои правила составления рисунка, композиции. И каждый из них нужно знать и уметь различать. Изучив их, я выделил свойственные нашему Бухарскому региону. Одновременно эти рисунки я воплощал в своих работах. В последнее время появляются новые материалы, технологии, которые я стараюсь синтезировать с традиционными».

      Сегодня древняя изящная резьба удачно сочетается с современными архитектурными решениями. Эволюцию этого вида искусства демонстрирует декоративное оформление ряда административных зданий в Узбекистане, а также Государственной библиотеки имени А.Навои, гостиницы «Ташкент», Государственного узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими, столичного дворца «Туркистон», башен Ташкентских курантов, архитектурной жемчужины столицы – Государственного музея истории Тимуридов и других объектов. Белоснежный резной ганч по-прежнему поражает и восхищает красотой, разнообразием и талантом мастера, вложившего в узор свои сердце и душу.

      «Я нахожусь в постоянном поиске старинных образцов резьбы по ганчу. Только в частных домах собрал около 300 фотографий образцов. Я их изучаю, показываю ученикам, и в будущем хочу создать специальную школу. Должны быть продолжатели этого искусства, поэтому его нужно возродить и передать эти традиции следующим поколениям. Уже разработан проект этой школы, надеюсь, в ближайшем будущем мы сможем ее открыть».

Дилбар Бабаджанова,

Журнал «Узбекистан сегодня». №4(13), 2013